[an error occurred while processing this directive] |
|
|||||
|
|||||
Пресс-конференция пяти |
|||||
четверг, 15 марта |
Присутствуют:
пилоты:
Дэвид Култхард
[David Coulthard], #4, McLaren/Mercedes;
Ник Хайдфельд
[Nick Heidfeld], #16, Sauber/Petronas;
Михаэль
Шумахер [Michael Schumacher], #1, Ferrari;
поставщики шин:
Пьер Дюпаскье [Pierre Dupasquier], Michelin;
Хироши Ясукава [Hiroshi Yasukawa], Bridgestone.
Вопрос: К двум представителям шинных компаний, прежде всего, ваше выступление в Австралии. Что вы думаете об этом?
Хироши Ясукава: Я весьма доволен и рад, и очень благодарен всем пилотам и командам. Я думаю, это очень хороший результат. У нас совершенно не было проблем. Я был очень доволен, особенно когда гонка завершилась, и я смог посмотреть на шины.
Пьер Дюпаскье: Думаю, лучше спросить об этом у наших партнеров. Нас не было в машине, и мы не управляли ею, поэтому мы и не знаем, что они думают об этом.
Вопрос: Были слухи, что в Мельбурне, чтобы прогреться, вашим шинам требовалось очень много времени. В чем было дело?
Пьер Дюпаскье: Не верьте слухам! Все было в порядке. Была некоторая общая тенденция к недостаточной поворачиваемости, это правда. Но поведение машины трудно понять, когда только начинаешь, трудно разобраться отчего это происходит - от настроек машины, собственно от шин или из-за аэродинамики. Наши машины были очень хороши на прямых, что является знаком, который каждый может интерпретировать сам.
Вопрос: Были ли Вы удивлены тем, что продемонстрировал Bridgestone в Мельбурне, или это практически то, чего Вы ожидали?
Пьер Дюпаскье: Мы не могли ничего знать о том, на что способен Bridgestone в 2001 году, так что нас ничего не могло удивить.
Вопрос: Г-н Ясукава, что Вы думаете о шинах Michelin?
Хироши Ясукава: Я думаю, это было очень хорошо и для нас, они очень хорошие соперники.
Вопрос: Вы имеет в виду, пока они остаются вторыми?
Хироши Ясукава: Да!
Вопрос: Если говорить о дождевых шинах, какие шины Вы привезли сюда? Думаю, Вы предлагаете три варианта?
Хироши Ясукава: Мы привезли модели medium, дождевые и промежуточные.
Вопрос: А Michelin?
Пьер Дюпаскье: Я расскажу вам об этом после гонки, если, конечно, будет дождь, поскольку нам трудно утверждать, что у нас хорошие шины для дождя или промежуточные шины. Посмотрим, пока мы ничего не знаем.
Вопрос: Но у вас есть как действительно дождевые шины, так и промежуточные ..?
Пьер Дюпаскье: Да, мы готовы встретить любые условия.
Вопрос: Но есть ли у вас шины для ливня, готовы ли вы предложить шины для действительно сильного дождя?
Пьер Дюпаскье: Не думаю, что при очень сильном дожде в Малайзии гонка будет продолжаться, поскольку в таких условиях здесь замирает практически все.
Вопрос: Как вы готовитесь к трассам, на которых, как подобно этой, вы не разу не были? Какая информация об этой трассе является для вас жизненно важной?
Пьер Дюпаскье: К сожалению, мы не можем положиться даже на свой опыт в мотогонках, поскольку это не очень похоже на Formula 1. Поэтому нам пришлось изучать трассу, телеметрию, мы изучили оптимальную траекторию на этой трассе, и у нас есть некоторое способы как определить состав резины в соответствии с этими параметрами. Но сегодня мы еще не совсем готовы, сначала нужно побывать на трассе, промерить ее, и затем подобрать правильный состав резины, но, к сожалению, не в этот раз.
Вопрос: Учитывая, что вы уже бывали здесь ранее, какие характеристики трассы являются здесь наиболее важными?
Хироши Ясукава: Я верю в то, что наши инженеры понимают гоночную трассу, особенно то, что эта трасса разогревается очень сильно, и думаю, что жизнь шин будет здесь очень коротка. Но я верю в наши шины.
Вопрос: Но износ шин является здесь одним из основных факторов?
Хироши Ясукава: Да, и очень важным.
Вопрос: Пьер, Вы готовы к этому?
Пьер Дюпаскье: Да!
Вопрос: Прошла первая гонка, что, как я понимаю, вызвало большое облегчение, но, в любом случае, соответствовала ли твоя скорость тому, что ты ожидал?
Дэвид Култхард: Думаю, это всегда большой вопрос, каков ты по сравнению со своими соперниками, и очевидно, что последние несколько лет у нас было преимущество перед остальными. Естественно, это некоторое разочарование лишиться этого превосходства. Кроме того, я не смог сделать все как надо в квалификации, и, поэтому, был слегка не на уровне, так что все, что мне оставалось, это попытаться получить удовольствие от гонки и оттого, что я неизбежно обгоню несколько человек.
Вопрос: О чем ты раздумывал последние десять дней? Тебе было нужно чего-то большее, но чего?
Дэвид Култхард: Мне нужно прибавить в скорости! Я не вернулся обратно на тесты, поскольку у нас не было машины для тестирования, есть лишь одна переходная машина. Я знаю, что в Маньи-Кур были достаточно интересные тесты, и здесь у нас будет несколько интересных компонентов, которые, возможно, позволят нам улучшить время прохождения круга.
Вопрос: Могу ли я тебя спросить, где ты был, и что делал между этими двумя гонками?
Дэвид Култхард: Я остался в Австралии. Я пытался поймать солнышко, так что я смог потренироваться при высокой температуре, для чего и остался на пару дней в Surfers Paradise. Все кто смотрели новости, могли видеть, что там постоянно шел дождь, так что это было больше похоже на Шотландию! Так что я быстро уехал от туда и отправился в Кэйрнс и Порт-Даглас, там было немного жарче и было лучше тренироваться.
Вопрос: Как много ты тренировался? Сколько часов?
Дэвид Култхард: Это не та тема, которую я обычно хотел бы обсуждать со всем остальными пилотами, но считаю, что вполне достаточно для того, чтобы чувствовать себя готовым настолько, насколько это необходимо в столь жарких условиях.
Вопрос: В этом сезоне эта гонка проходит раньше, и каждый может сказать, что физически готов к ней не так хорошо. На сколько велика разница?
Дэвид Култхард: На самом деле, я не думаю, что это имеет какое-то значение. Я думаю, что если ты начинаешь сезон с мыслью: "Я наберу форму по ходу сезона", то уже проигрываешь. Мои тренировки не прекращаются на протяжении всего года. Единственный период времени, когда мы не ездим - это ноябрь, так что я не думаю, что готов к Малайзии хуже из-за того, что она проходит так рано. Естественно, жаркие условия требуют от твоего тела акклиматизации по сравнению с холодной Испанией, где мы ездим в январе и феврале, именно поэтому я и предпочитаю проводить тренировки на открытом воздухе, избегая, на сколько это возможно, занятий в зале, поскольку залы обычно оборудованы кондиционерами и это не дает мне возможности адаптироваться к здешней жаре. Но конечно же здесь очень жарко, хотя условия равны для всех соперников. Я чувствую себя вполне комфортно, поскольку сделал все, что было в моих силах.
Вопрос: Ник, ты был в Фуке, а затем несколько дней здесь. Расскажи нам, чем ты занимался?
Ник Хайфельд: Да, мы были на юге Малайзии и в воскресение в одном из городов (Жохор-Бахру) проводили шоу с демонстрацией своих машин, и там собралось достаточно много народа. С утра понедельника мы были в Куала-Лумпуре и с 9 утра до 9 вечера принимали участие в PR-мероприятиях. Но каждый день нам удавалось найти пару часов для тренировок, мы пытались проводить их каждый день, особенно когда было пожарче.
Вопрос: Насчет Австралии, поздравления с четвертым местом. Это было для тебя сюрпризом?
Ник Хайфельд: Да, я думаю, это было сюрпризом для всех. Я достаточно хорошо выглядел в свободных практиках, некоторые думали, что мы ездим с малым количеством топлива, что было достаточно приятно. Я думал, что если нам очень повезет, то, возможно, мы сможем набрать одно очко, но привести обе машины в очках - это что-то невероятное. Мы были вполне конкурентоспособны весь уик-энд, как в пятницу, так и в субботу. Конечно, нам очень повезло, но, я думаю, мы этого заслуживали.
Вопрос: Считаешь ли ты, что вам хватит этого потенциала на весь год?
Ник Хайфельд: Нет, конечно, нет. Сейчас мы третьи в Кубке конструкторов, это, конечно, нереально, но, в любом случае, это хорошее начало. Сейчас атмосфера в команде очень хорошая. Мы будем стараться время от времени набирать очки, в этом наша цель. Sauber хотел бы подняться в Кубке конструкторов повыше 8-го места, и, я думаю, у нас есть реальные шансы осуществить это в этом году.
Вопрос: А каковы твои личные ощущения, твоя уверенность в себе, поскольку твой прошлый год был весьма безрадостным?
Ник Хайфельд: Да, я почувствовал большое облегчение, когда пересек финишную линию. Я знал, что после квалификацию занимаю неплохую позицию. Я ощущал значительный прессинг, поскольку хотел в своей первой же гонке, стартуя с 10-й позиции, попасть в очки. Это было очень приятно после прошлого сезона. Но, хочу сказать, что прошлый год был для меня очень важен. Я очень многому научился, просто я не получил того удовольствия, на которое надеялся.
Вопрос: Михаэль, как ты провел время с последней гонки?
Михаэль Шумахер: Остался на месте, на острове Лангкави, и получал удовольствие от проведенного там времени.
Вопрос: Просто отдохнули?
Михаэль Шумахер: Недостаточно!
Вопрос: Как велико твое удовлетворение от нового поколения машин, со значительно более лучшими шинами, которые имеет более высокое сцепление с дорогой?
Михаэль Шумахер: Как гоночный пилот я, разумеется, радуюсь всему, что делает меня быстрее, поскольку нам нравится быть быстрее на трассе, приближать машину к пределу, иметь более нейтральную машину, более отзывчивую, более послушную, располагать хорошими шинами с более высоким сцеплением с трассой - мне, честно говоря, все это нравится.
Вопрос: Считаешь ли ты, что прирост скорости в Formula One в наибольшей степени определяется шинами?
Михаэль Шумахер: Думаю, не нужно допускать ошибки и сравнивать Мельбурн 2000 года с 2001. Это не совсем справедливое сравнение. То, что нужно будет сравнивать, так это этот уик-энд, поскольку уже в прошлом году у нас здесь были очень хорошие шины, и нам нужно сравнивать те результаты с этим годом, и мы увидим, что различие будет гораздо меньше, чем мы видели в Мельбурне.
Вопрос: Различия, проявившиеся в Мельбурне, были во многом искусственны?
Михаэль Шумахер: Фактически, в первой гонке сезона 2000 года не было серьезной конкуренции, и, поэтому, Bridgestone работал очень консервативно. Не было причин сильно напрягаться. Но, с приближением конца сезона, они были все больше и больше готовы к борьбе, и поэтому проделали фантастическую работу, но, я считаю, что более реальные сопоставления нам еще предстоит увидеть.
Вопрос: Рядом с тобой сидит твой молодой соотечественник, который использует тот же самый двигатель, что и ты в прошлом году. Что ты думаешь об этих клиентских двигателях? Как ты оцениваешь их потенциал в этом году?
Михаэль Шумахер: Очевидно, что это чемпионский двигатель, он очень хороший. Естественно, он слегка не так хорош, как тот, который у нас есть сейчас, что, как я думаю, вполне нормально, но если сравнивать с остальными двигателями, он очень хорош, вполне конкурентоспособен. Слегка уступает нашему, но не на много.
Вопрос: Как ты думаешь, каков его потенциал в первых двух-трех гонках? Еще несколько очков для Ника?
Михаэль Шумахер: Да, конечно. Sauber, с моей точки зрения, одна из тех команд, которые будут очень хорошо выглядеть по сравнению с прошлым годом, как, возможно и Jordan и Williams. Это те команды, которые будут бороться с Ferrari и McLaren, и я верю, что мы увидим Ника или его партнера по команде пару раз в этом году на подиуме, я действительно так думаю.
Вопрос: В то же самое время другой твой соотечественник, Хайнц-Харальд Френтцен, высказал нелицеприятные комментарии об этих двигателях. Что ты об этом думаешь?
Михаэль Шумахер: Я ждал, что вы спросите об этом Ника, поскольку мне кажется, он больше говорил о нем, а не обо мне. Но если вы спрашиваете меня, я должен ясно сказать, что большая ошибка давать подобные комментарии, поскольку это сильно портит репутацию нашему спорту. Мы чисто начали сезон, FIA признала нашу машину абсолютно законной, а затем один человек делает столь глупый комментарий, а другие об этом пишут. Люди знают, что со старта сезона Ferrari была против трэкшн-контроля, и знают почему. Но причина того, почему Ferrari против подобного начинания не только в трэкшн-контроле, но в том, что в Барселоне изменится очень многое: дифференциал, старт-контроль, трэкшн-контроль, множество вещей, к которым мы просто не готовы, и если мы против трэкшн-контроля или против всех этих вещей, мы можем сказать, что мы их не хотим вовсе. Мы можем сказать лишь это. Просто мы чувствуем, что не были готовы к этому в начале сезона, и, поэтому, мы не хотим этого, а не потому, что у нас есть что-то хитрое и теперь я стартую не так плохо, как в прошлом году. Так что я думаю, что с его стороны было очень не честно делать подобные комментарии и теперь он не говорит это незаконно, а просто "сомнительно". Что это? Я имею в виду, независимо от того легально это или нет, наша система совершенно легальна, и это отлично. Мы хорошо поработали, мы работали очень напряженно, мы потратили на это много денег, Ник проделал фантастическую работу, и все это означает только то, что ему (Френтцену) нужно самому работать напряженнее, а не высматривать не делает ли кто-то другой что-то неправильно. Я думаю, это совершенно не имеет никакого значения.
Вопрос: Еще одна тема, которой было посвящено много строк на протяжении последних недель, был твой шлем. Этот вопрос разрешился? Какой шлем ты собираешься использовать?
Михаэль Шумахер: Я собираюсь использовать новый шлем Schuberth. Мы приняли решения, как вы уже могли понять это из нашего вчерашнего пресс-релиза, так что эта тема исчерпана и теперь я собираюсь сосредоточиться на других вещах. Я лишь хотел бы прояснить один момент, поскольку здесь закралась ошибка. В Мельбурне после гонки вы спросили меня, что я делал со своим шлемом, и я ответил, что я открыл доступ воздуху. Но очевидно, что в Мельбурне я не совсем понял о чем вы говорили. Затем я посмотрел видео и понял, что вы говорили о тех знаках, которые я подавал на прямой. Это просто была проблема с радиосвязью, и Росс попросил меня как-то ему просигналить о том, что я его слышу, поскольку я мог его слышать, а он меня нет. Так что было два момента, а я не понял, о каком именно вы говорите. Я не хотел бы что-то говорить о своем предыдущем поставщике, есть лишь те факты, о которых я сказал.
Вопрос: Ник, не хотел бы ты воспользоваться моментом и прояснить слова Паниса, сказанные им после гонки? Он уверял, что в том моменте, за который он был оштрафован, он никого не обгонял на протяжении всего круга. Я был бы рад, если бы ты прокомментировал этот момент и рассказал бы нам всю последовательность событий?
Ник Хайфельд: Что ж, я думаю, FIA приняла решение, и это лишь подтверждает, что Панис обогнал меня под желтыми флагами, и это все, что я могу вам об этом сказать.
Вопрос: Можешь ли ты сказать нам, в каком именно повороте Панис тебя обогнал?
Ник Хайфельд: Я думаю, многие считают, что это было под желтыми флагами в том месте, где вылетел Бернольди, но это произошло не там. Это было за четыре поворота до конца круга, в том месте, где вылетел Маркес.
Вопрос: Михаэль, я полагаю, ты дал достаточно пылкий комментарий относительно Ника и Sauber. Что заставило тебя это сказать? Кроме того, ты сказал, что они могут рассчитывать еще на несколько подиумов. Можешь ли ты это пояснить?
Михаэль Шумахер: Полагаю, в Formula One все упирается в технику. Учтите, у них и раньше был двигатель Ferrari. Теперь они сменили пилотов и у них более удачное шасси. Пожалуй, мы должны сказать побольше об этих двух факторах - хорошая машина и ребята, которые делают на ней хорошую работу. Для того чтобы финишировать четвертым - нужны отличные способности, а то, что Райкконен финишировал в очках в своей первой же гонке - это просто блестящая работа. Это потрясающе.
Вопрос: Дэвид Култхард, первое Гран-при Малайзии закончилось дублем Ferrari, во втором - на первом месте был Михаэль, а ты был вторым, как ты полагаешь, что удастся McLaren в этой гонке?
Дэвид Култхард: У нас есть некоторые новые компоненты, которые должны сделать машину быстрее, но я думаю, что после Австралии совершенно ясно, что у Ferrari на данный момент есть преимущество, а если просто сравнивать результаты Австралии нескольких последних лет и результаты здесь, то даже в том случае, когда у нас было преимущество в Австралии, здесь мы были чуть позади. Так что я думаю, что если мы сможем быть также быстры или даже быстрее в квалификации, то это покажет, что мы в своей работе сделали большой шаг вперед. Но я не думаю, что кто-то из нас сейчас может совершенно точно сказать, как он будет выступать на этой трассе.
Вопрос: Значит, ты по-прежнему думаешь, что машина недостаточно быстра?
Дэвид Култхард: Можно быть полностью удовлетворенным оттого, что у тебя достаточно быстрая машина, если ты выигрываешь все гонки. Одну мы уже проиграли.
Вопрос: Ходят слухи о том, что г-н Макс Мосли хочет попросить вас добавить еще одну канавку на шинах. Каково ваше мнение на этот счет?
Хироши Ясукава: Я думаю, что нынешние правила очень хороши. Я думаю, если мы добавим еще одну канавку, это все усложнит, и все перемешается. Bridgestone предпочитает сохранить нынешние правила.
Пьер Дюпаскье: Определенно, FIA отвечает за то, чтобы попытаться замедлить машины. Если нас спросят, то мы предпочли бы, чтобы это решалось с помощью механических приспособлений, чем добавлением еще одной канавки, что сделает шины еще более инерционными, чем сейчас. Есть другие способы. Мы уже говорили об этом, но вопрос чуть более сложен.
Вопрос: Михаэль, если в воскресение ты выиграешь, то это будет шестая подряд победа. Лишь один пилот добился большего - Аскари, который, более пятидесяти лет назад, выиграл девять гонок подряд. Задумываешься ли ты над этим или ты просто выходишь на гонку?
Михаэль Шумахер: Нет, я не выступаю ради рекордов. Я выступаю, прежде всего, для того, чтобы получить удовольствие от борьбы, от того, чтобы все сделать хорошо и выиграть гонку, вот так.
Вопрос: Как часто в Formula One вы можете или готовы высказать свое мнение, поскольку Хайнц-Харальд лишь сказал то, что он думает, то, что чувствует. Как далеко вы готовы пойти из политических соображений, и как откровенно вы готовы высказать то, что чувствуете?
Михаэль Шумахер: Я думаю, мы все абсолютно свободны. Если кто-то хочет критиковать лично меня, он может это сделать. В этом нет ничего плохого, если ты считаешь, что с кем-то есть проблема, то можешь это высказать. Но говорить, что кто-то поступает нелегально или сомнительно, - это очень серьезное обвинение и это неправильно. Если он так считает, то нужно подать протест, и мы будем точно знать ситуацию, когда FIA скажет да или нет. Все мы свободны высказывать свое мнение до тех пор, пока мы уважаем определенные правила.
Ник Хайфельд: Да, я согласен. Мы свободны говорить все, что хотим. Что касается слов Френтцена, то я не знаю точно, что он говорил или не говорил, но для меня и всей команды, также, как я полагаю, и для Ferrari очень трудно смириться с тем, что кто-то говорит, что мы выглядим лучше потому, что мы делаем что-то нелегальное, но что мы можем сделать? Если кто-то думает, что мы поступаем нелегально, нужно пойти в FIA, и пусть они проверят. Но, на самом деле, наша машина совершенна законна, вот и все.
Дэвид Култхард: Я уже говорил, мне не позволено ничего говорить.
Вопрос: Михаэль, возвращаясь к возможному финишу на подиуме Sauber. Думаешь ли ты, что они смогут это сделать уже в этот уик-энд?
Михаэль Шумахер: Мы все можем лишь рассуждать об этом, но фактом является лишь то, что это одна из самых тяжелых гонок как для машин, так и для пилотов, и возможно вероятность сходов здесь выше, чем где либо еще, даже в первой гонке. Так что никогда нельзя знать заранее. Ясно, что они медленнее Ferrari или McLaren, но если вся четверка сойдет, я бы сказал - да.
Вопрос: Если FIA спросит ваше мнение по поводу снижения скорости машин, что вы ответите?
Михаэль Шумахер: Нет.
Ник Хайфельд: Думаю, время от времени появляются правила, которые снижают скорость машин. Если бы это не происходило в последние пятнадцать-двадцать лет, думаю, машины были бы практически неуправляемы. Но сейчас я не думаю, что машины слишком быстры.
Дэвид Култхард: Я думаю, что то, что чуть раньше сказал Михаэль, является очень важным моментом. Нам нужно подождать и посмотреть, как сильно будут отличаться результаты на этой трассе. Если бы не трагические события в прошлой гонке, я, честно говоря, не думаю, что последнюю пару недель было бы столь бурное обсуждение, поскольку никто из нас не жаловался на то, что машины едут слишком быстро. Мы любим водить машину, и лишь трагические обстоятельства обращают пристальное внимание на машины. Я уже раньше обращал внимание на один момент - если мы снизим максимальную скорость на десять миль в час, и вновь произойдет подобное происшествие, то в чем будет разница? Вероятно, можно понять где может вылететь машина, но это может случится и не в том самом месте. Каждый раз, когда мы делаем машины уже, снижаем прижимную силу, машины становятся быстрее на прямой, так что мы подлетаем к месту возможной аварии на более высокой скорости. Но я думаю, нам нужно посмотреть, как будут развиваться дела по ходу сезона, посмотреть будет ли нам это нравиться, насколько все это будет безопасно, чем, как в предыдущие годы, принимать косметические меры, как уже было, например, в 1994 году, когда в течение года вводилось много изменений в правилах, которые затем были отменены, поскольку ничего не принесли того результата, которого от них ожидали, но создали лишнюю работу командам, которые и так были против этого.
Вопрос: Как жара повлияет на вас и на машины. Я помню, как в 1999 году некоторые подготовили сухой лед и увеличенные радиаторы. И для представителей шинных компаний - как жара отразиться на ваших шинах?
Ник Хайфельд: Это отразиться на каждой детали машины, на пилотах и на всем, о чем вы только говорили. Реально, я думаю и надеюсь, что у машины будет достаточно хорошее охлаждение и с двигателем Ferrari не будет больших проблем. Как вы уже слышали, мы были в Таиланде и очень серьезно там тренировались, так что, я надеюсь, все будет хорошо.
Пьер Дюпаскье: Это важный фактор, но не основной. Соскальзывание машины и прижимная сила, а также вещи, подобные этим, вероятно, будут оказывать гораздо большее влияние.
Михаэль Шумахер: Температура делает эту гонку тяжелее, так же как и характер трассы. Трасса сама по себе предъявляет очень высокие требования, поскольку здесь очень жарко и влажность выше нормальной, но мы это знаем и готовились к этому, и это не должно стать основной проблемой, но будет тяжело.
до начала Гран-При | после свободных заездов | после квалификации | после Гран-При
|